copyrights

Антропософская медицина | Аптека | Новые технологии | Шаги к здоровой жизни | Библиотека

 

RUSSIAN | ENGLISH

Подписка на новости:

29/01/2006
Введение, написанное для Ван Леера в виде краткого наброска Рудольфом Штейнером
1. Чего хочет наш новый медицинский метод?
Новый медицинский метод, о котором мы здесь сообщим миру, отличается от прежних иным познанием человека. Старый метод, возникший на основе естественнонаучных взглядов нового времени, хочет получить все сведения о человеке, расчленив физическую организацию и снова воссоздав ее в мыслях.

Но человек – это не просто физическая организация. Он также и надфизическая организация. Она проявляется в его душевных и духовных событиях и действиях. Как физическая организация считается сейчас основой душевной и духовной, так и они оказывают формирующее и оживляющее действие на физическую организацию.

Не учитывая это, нельзя получить истинного представления ни о здоровом, ни о больном человеческом организме.

Поэтому новый медицинский метод добавляет к физическому познанию человека и надфизическое. Суть его состоит в том, что в случае развития в организме человека духовных процессов, представляющих истинную его сущность, в их относительном обособлении от физических, немедленно наступают повреждения, если духовные процессы вступают в неправильную связь с физическими.

Физическая организация человека идет путем к постоянству, которому она дает возможность быть носителем душевного или духовного. Однако она не может устанавливать с этим душевным и духовным связи, выходящей за определенные пределы. Если же это происходит, человек заболевает.
То, что человек оказывается предоставленным болезни, следует приписывать тем же самым основаниям, благодаря которым он может быть духовным и душевным существом. Сущность болезни можно познать, лишь наблюдая за духовным в физическом. На примере физической организации аномальные процессы понимаются лишь как изменения, подчиняющиеся законам природы, как и нормальные процессы. На особенностях болезненного процесса можно видеть, каким образом возможно перейти от физического к надфизическому. Ведь сколь бы ни казалось это парадоксальным, человек заболевает тогда, когда что–то в его физической организации слишком интенсивно начинает развиваться в направлении духовного.

И лишь на основании такого знания о сущности заболевания возникает истинная терапия. Ведь все внечеловеческие субстанции и процессы находятся в определенном отношении к человеку. Если такую внечеловеческую субстанцию или внечеловеческий процесс внести в человека, то в нем будет действовать все то надфизическое, что действует физически вне человека. Этому противостоит то, что также и все действующее в человеке физически действует надфизически во внечеловеческом.

При истинном познании человека в его взаимоотношении с внешним миром всегда в случае нарушенного отношения надфизического и физического в человеке можно бывает найти субстанцию или процесс внечеловеческого внешнего мира, которые могут нормализовать это отношение. Но такое познание оказывается возможным лишь при проникновении в надфизическое человека.

Терапия без познания надфизического в природе человека – иллюзия. Мы видим это в том, что традиционные медицинские методы, строящиеся только на физическом человеке, оказываются неудовлетворительными.
Физическая наука может быть целебной лишь в качестве основы безжизненной техники; терапии требуется наука, ориентированная на духовное. Именно такая наука может обеспечить предлагаемый здесь метод. Существенным является то, что эта наука дает лекарственные средства, основанные как на физическом так и на духовном познании человека. И только с помощью этой науки можно познать целебные силы веществ и процессов.

При испытании этих лекарственных средств можно ви¬деть, как больной человеческий организм изменяется под их влиянием и благодаря этому обретает доверие к ним.

2. Патология и терапия в новом (антропософском) методе.
Сущность новых лекарственных средств

Процессы в человеческом организме не идентичны процессам в природе вне человека,* и поэтому их нельзя изучать одинаковым способом. Лишь когда человек становится тру¬пом, в нем начинают протекать те же самые процессы, которые можно познать с помощью наблюдений и связанных с ними действий по их осознанию. Чем дольше человек живет, воспринимает и мыслит, тем дальше уходит его орга¬низм от чисто природных процессов. В нем происходят процессы, которые не могут быть поняты с помощью внешнего познания природы.

Внешнее познание природы как единственно возможный способ познания означает отказ от проникновения в человеческую сущность. Но этому внешнему познанию природы может бить противопоставлено другое. Оно основано на ду¬ховном подходе, который должен развиваться в душе чело¬века. Способности к такому подходу так же дремлют в повседневной природе человека, как дремлют у маленьких детей проявляющиеся в зрелом возрасте душевные силы.

Первая способность, которую следует развить, - это способность мыслить и запоминать. Ее можно чисто духовно с помощью упражнений повышать так же, как упражнениями можно увеличить мышечную силу. Это достигается при упорном повторном сосредоточивании на абсолютно ясных мыслях. Благодаря этому мышлению придается сила, исходящая из глубин сущности человека. Но при этом следует самому направлять все свое внимание на внутреннюю способность к мышлению. Следует иметь собственные мысли не только для того, чтобы представлять какие-то вещи или процессы внешнего мира, но и для того, чтобы со всей внутренней силой жить в этих мыслях. При этом можно узнать, что из внут¬ренней человеческой сущности к мысли устремляется поток сил, который раньше мысль погрузила в глубины подсознания, чтобы ничего не сохранять в себе самой и благодаря этому иметь возможность воспринимать впечатления внешней природы.

Эти погрузившиеся силы постоянно обнаруживаются во внутреннем переживаний. Мышление становится чем-то, наполняющим человека - подобно мышечной силе. При этом внутри себя можно ощутить второго человека.

Если хоть раз ощутить этого «второго человека», то и во всем мире можно ощутить «второй мир». Этот мир будет здесь называться эфирным миром.
Человек со своей эфирной организацией находится внут¬ри этого эфирного мира так же, как со своей физической организацией он находится внутри физического мира. Но этот эфирный мир в отличие от физического подчиняется совершенно другим законам.

Вещества, попадающие в человека с пищей, находятся на пути перехода в чисто физическую природу или они с самого начала являются чисто физическими веществами (например, поваренная соль). Но и все то, что человек получает из растительного или животного царства, находится на пути пере¬хода к чисто физическому состоянию. Ведь все это оказывается подверженным растворению, варке и т.п. чисто физическим процессам.
Это чисто физическое должно в человеке вступить на до¬рогу к повторному оживлению. Это происходит в том случае, если оно принимает на себя работу эфирной организации.

В эфирной организации чисто физические действия прекращаются. Рост, питание и т.п. - надфизические процессы, находящиеся под опекой эфирной организации.

Если организм достаточно силен для того, чтобы в определенной степени контролировать в своей эфирной части превращение физических сил, то он здоров. Если же это не так, эфирная организация бывает слишком слабой, а орга¬низм оказывается больным. В атом случае он содержит вещества или процессы, которые оправданны во внечеловеческой природе, а внутри человека представляют собой нечто чужеродное.

В познании этого чужеродного в человеке и заключается патологическая часть медицины.

Если организм не может самостоятельно обеспечивать характерные превращения, ему следует оказывать поддержку внешними вспомогательными средствами.

Чтобы наглядно показать это, можно привести один пример. Считается, что эфирная организация оказывается слиш¬ком слабой для того, чтобы определенным веществам прида¬вать ту консистенцию, которую они должны иметь для участия в построении костей с тем, чтобы кости оказывались в верном соотношении со всеми жизненными процессами. При этом кости слишком уходят в собственную сущность. Они уводят свою жизнь из организма. Если это вовремя заметить и ввести в организм в ничтожных дозах свинец, то он действует так, как если бы эфирный организм получил подкрепление в своих силах именно в том направлений, в котором до этого имелся недостаток.

Терапевтическая часть медицины заключается в познании того, насколько может быть преодолено чужеродное в чело¬веке, чтобы превращение физического шло соответствующим образом.

Однако человек не может быть понят полностью, если кроме его физической организации учитывается только эфирная.
Для духовного подхода можно развивать и иные душевные силы, не только мышление.

Если бывает пережито ведущее к эфирному миру усиленное мышление, то с помощью внутренней силы души его можно подавлять. При нормальном жизненном процессе в результате такого внутреннего процесса должен наступать сон. Однако с помощью упражнений можно добиться того, чтобы душа не засыпала, когда она подавляет усиленное мышле¬ние. Сознание при этом бодрствует, несмотря на то, что извне больше не поступают впечатления. Такому сознанию при этом открывается истинный духовный мир. К обычному миру присоединяется духовный. В этом духовном мире можно уз¬нать третью человеческую организацию, в какой-то степени «третьего человека». Эту организацию можно назвать астральной.
Теперь можно понять, что в сознательной или полусознательной жизни преимущественно из этой астральной орга¬низаций исходят ощущение органов, неясное чувство жиз¬ни, неопределенное чувство организма. Из нее же исходят и голод и жажда, чувство насыщения, усталости и т.п.
Далее можно узнать, что этот астральный организм не только является носителем этих осознанных или полуосознанных состояний, но что это лишь одна сторона его деятельности, которая обращена к сознанию души. Другая сторона уходит вниз в подсознательные органические функции. То же самое астральное тело доводит, например, до сознания утомление, оно же живет в органах, подверженных утомлению.

Между этими обеими сторонами астральной деятельности должно господствовать правильное соотношение. Это может быть лишь в том случае, если эфирная организация правиль¬ным образом включается между деятельностью астральной и физической организаций. Если эфирная организация слишком слаба, она оказывается не в состояний держать астраль¬ное на должном расстоянии от физического; в этом случае астральное слишком интенсивно включается в физическое.
Для нормальной жизни человека необходимо, чтобы аст¬ральное было достаточно отделено от физического и действовало только как душевное. Ведь если душевное слишком интенсивно сближается с физическим, то процессы в физическом приближаются к внечеловеческим процессам. Органы человека сами становятся инородными телами, которые действуют как нечто чуждое, что внедряется в человека и которое в результате слабой эфирной организаций не может быть подвергнуто видоизменению. Астральной организации обязан человек некоторой частью своих душевных способностей; но благодаря ей он оказывается открытым и для болезней, поскольку эта организация в некоторых случаях оказы¬вается недостаточно обособленной от физической организа¬ции и благодаря этому неправильно включает инородные элементы в эту организацию.
Теперь нужно узнать ту внечеловеческую субстанцию или тот внечеловеческий процесс, которые изгоняют астральное из физического. И в этой субстанции или в этом процессе мы будем иметь лекарственное средство. Все лечение основывается на том, чтобы выявить связи физического и надфизичес¬кого в человеческой организации и затем, если эти связи принимают аномальный характер, найти во внечеловеческой природе средство для противодействия этой анормальности.

Имеется полярная противоположность между чисто физическими, эфирно ориентированными процессами в организме и процессами, от которых зависит сознание. Чем силь¬нее первые, тем в большей степени должны отступать вторые. Само по себе физически-органическое, действующее согласно собственным силам и законам, подавляет сознание.
Телесные процессы, являющиеся носителями сознания, не могут продолжаться в своем виде и по своим законам тогда, когда должно возникнуть сознание. Они должны сократиться, как бы подвергнуться параличу, даже быть уничтоженными в своем своеобразии. То, что с духовной точки зрения считается астральной организацией, парализует эфирную организацию. Чтобы сформировались неопределенные полуосознанные и подсознательные переживания, зависящие от эфирной организации, жизненные процессы должны быть парализованы.
Однако этим не исчерпывается вся человеческая органи¬зация. Духовный взгляд, охватывающий астральную органи¬зацию, может идти дальше. Тогда познанию открывается чет¬вертая организация, «четвертый человек», Я-организация. Эта Я-организация так же противодействует физической органи¬зации, зависящей от эфирного организма как и астральная организация. У человека физическая субстанция должна постоянно живо формироваться. Этому соответствует деятельность физического и эфирного организмов. Последний реализует своими процессами, перевод в жидкие элементы то, что организовано в виде твердых форм. Астральная организация парализует несущую жизнь деятельность. Это происходит при одновременном переводе жидкого в газообразное. Примером этого является процесс дыхания. Он привносит живое жидкое организма в газообразное вдыхаемого воздуха и тем самым парализует его столь сильно, что оно может становиться носителем полуосознанных и подсознательных душевных процессов. Этим процессам содействует Я-организация. Однако она ведет все, что там происходит, еще дальше. Она погружает все процессы, протекающие в твердом, жидком и газообразном в тепловые дифференциации организма. В разнообразно протекающих тепловых процессах организма Я-организация беспрерывно частично так изменяет все вещественное и все процессы организма, что организм может стать носителем само осознаваемой душевной жизни. Если та сила, с которой про¬исходит это изменение, становится слишком сильной или слишком слабой, наступает заболевание. При этом речь идет о том, чтобы с помощью диагноза узнать, где имеется недостаточное включение Я-организации. Оно может заключаться, например, в общем, ослаблении Я-организации, при котором она перерабатывает недостаточное для тела количество тепла; оно может состоять в том, что одна система органов за счет другой находится под слишком большим или слишком малым влиянием Я-организации и т. д.
Во всех этих случаях возможным оказывается приведение Я-организации в ее нормальные рамки. Если мы знаем процессы уничтожения во внечеловеческой природе, то мы всегда сможем найти вещество или процесс, которые будучи введенными в тело, придут на помощь Я-организации. Можно, например, диагностическими методами установить: к какому-то органу подходит слишком мало тепла. В организм вводят действующее на этот орган вещество, отдающее кислород, потому что оно раньше было подвергнуто воздействию, придавшему ему эту способность. Благодаря этому повреждение может быть ликвидировано.

Таким образом, с помощью познания надфизического в природе человека может быть обоснована действительно рациональная терапия. Мы обретаем точные представления о действии лекарственного средства во всем организме челове¬ка. При таком медицинском способе мышления можно избавиться от всех простых испытаний лекарственных средств. Так возникли лекарственные средства, рекомендованные фармацевтической лабораторией при Гетеануме. Они являются результатом рационально-точного медицинского способа мыш¬ления. Некоторые из них сходны с уже применяемыми. В этом случае новый способ мышления дает необходимые пред¬ставления о том, почему средство оказывается эффективным. Но огромное большинство составляют новые средства; их исцеляющее действие может быть выяснено лишь с помощью кратко представленных здесь знаний о сущности человека.
 
   


copyrights

Международное общественное объединение
антропософской медицины и гомотоксикологии

Александр Наумович
Факс
+375 17 2378478
E-mail - naum[@]issam.biz