copyrights

Антропософская медицина | Аптека | Новые технологии | Шаги к здоровой жизни | Библиотека

RUSSIAN | ENGLISH

Подписка на новости:

12/02/2006
Мишне Тора. Законы о нравах

Рамбам (рабби Мойше бен Маймон) - Маймонид
Перевод с древнееврейского: Иеуда Верник
основан на классическом комментарии «Рамбам ЛаАм»

Глава четвертая
1. Так как поддержание здоровья в теле является одним из «путей Б-га», ибо невозможно понять и постичь что-либо из знаний о Творце, будучи больным, то человеку надлежит отдалить себя от опасных для тела вещей и вести здоровый образ жизни. И вот в чём он состоит: человек должен есть только тогда, когда он голоден и пить только тогда, когда он испытывает жажду, и ни на секунду не должен он задерживаться, испытывая потребность сходить в туалет. Но сразу же, как только понадобится ему удовлетворить малые и большие потребности – должен это сделать немедленно.

2. Не должен человек есть так, чтобы набить себе живот, но нужно ему недоедать настолько, чтобы чувствовать себя сытым на три четверти. Не следует ему пить воду во время еды, разве что небольшое количество и разбавленное вином. А когда еда начнет усваиваться у него в кишечнике, можно пить сколько потребуется. Но не следует пить слишком много воды, даже когда пища уже усвоилась. Человек не должен начинать еду прежде чем он тщательно проверит себя и убедится, что ему не нужно справить нужду. Человек не должен есть до того, как он пройдется перед едой для разогрева тела или сделает какую-либо работу или утомит себя другой физической нагрузкой. Общее правило: нужно изнурять тело и утомлять его каждое утро, чтобы оно начало разогреваться, после этого следует отдохнуть немного, чтобы успокоиться, и тогда можно приступать к еде. А если помыться горячей водой после физической нагрузки – это хорошо, и после этого нужно выждать немного и приступать к еде.

3. При еде человек должен всегда сидеть на месте или склониться влево. И нельзя ходить, ездить верхом, физически трудиться, трясти тело и гулять до тех пор, пока еда в кишечнике не усвоится. И всякого, кто гуляет после еды или физически трудиться, это приводит к серьёзным и тяжелым болезням.

4. В сутках есть 24 часа. Достаточно человеку спать одну треть от этого, то есть, 8 часов. И должны эти 8 часов приходиться на конец ночи таким образом, чтобы от начало сна до восхода солнца было 8 часов, тогда получается, что человек встает с постели до восхода солнца.

5. Человек не должен спать ни лёжа на животе, ни лёжа на спине, а только лёжа на боку: в начале ночи на левом боку, а в конце ночи – на правом. И не следует ложиться спать сразу после еды, но нужно подождать после еды 3-4 часа. И не следует спать днём.

6. Вещи, слабящие желудок, такие как виноград, инжир, шелковица, груша, арбуз, разные виды тыквы и огурцов – нужно кушать их вначале, перед едой. И не нужно смешивать их с остальной пищей, поэтому нужно немного подождать, пока они не выйдут из верхней части живота, а потом есть остальную пищу. А вещи, крепящие желудок, такие как гранат, айва, яблоки, крустомол [мелкий вид груши] – нужно кушать сразу после еды, но не в больших количествах.

7. Если захочет человек есть одновременно птицу и мясо – нужно начать с птицы. Подобно этому, из яиц и птицы – сначала едят яйца. Из мяса мелкого рогатого скота и мяса крупного рогатого скота – сночала едят мясо мелкого рогатого скота. Человек всегда должен начинать с легкой пищи и заканчивать тяжелой.

8. В летние дни нужно есть холодную пищу, не нужно есть слишком много специй [острых приправ], но уксус можно добавлять в еду. А в зимние дни нужно есть горячую пищу, побольше специй, и можно есть немного горчицы и ассафетиды [ибо их чрезмерное употребление ослабляет сердце]. Этим же принципом нужно руководствоваться в холодном климате и в жарком климате, в каждом подходящем [для жизни] месте.

9. Существуют виды пищи, которые чрезвычайно вредны, и человек никогда не должен их есть, например: застаревшие засоленные большие рыбы, застаревший соленый сыр, трюфеля и грибы, застаревшее засоленное мясо, вино из давильни [неотстоявшееся, перемешанное с осадком, то есть, моложе 40 дней с момента давления винограда], старое варево с запахом. А также любая еда, которая слишком воняет или слишком горька, является для тела смертельным ядом. Есть виды пищи, которые вредны, но не до такой степени, как первые. Поэтому человеку следует есть их только понемногу и с перерывами во много дней, и не следует делать их своей основной пищей или употреблять их часто вместе с основной пищей. Например, большие рыбы, [твердый] сыр, молоко после 24 часов с момента доения, мясо взрослых быков и козлов, бобы, чечевица, сафир [вид бобовых, упоминаемый в Мишне: Килаим 1-41], ячменный хлеб, мацовый хлеб, [сырая] капуста, кормовые травы, лук, чеснок, горчица, редька – всё это пища плохая, и человеку следует есть её зимой в очень малых количествах, а летом не следует её есть вовсе. Исключение составляют бобы и чечевица, которые не следует есть ни летом, ни зимой. А тыкву можно есть летом.

10. Есть виды пищи, которые плохи, но не до такой степени, как предыдущие. К ним относятся: водоплавающая птица, птенцы голубя, финики, хлеб из муки поджаренных в масле зерен или хлеб из теста, замешанного на масле; мука тонкого помола, настолько хорошо просеянная, что не осталось в ней отрубей; соус, образовавшийся при солении рыбы, рассол. Не следует слишком много употреблять эти виды пищи. И человек, который мудр и покоряет свои страсти, и не следует за своими влечениями, и не ест перечисленные виды пищи вообще, разве что в медицинских целях – такой человек богатырь духа.

11. Человек должен всегда воздерживаться от фруктов и не есть их слишком много, даже сушеных, не говоря уже о свежих. А незрелые фрукты – как мечи для тела. А также плоды рожкового дерева всегда плохи. Все кислые фрукты плохи, и есть их нужно понемногу только летом и в жарком климате. А фиги, виноград и миндаль всегда хороши: и свежие, и сушеные, и можно есть их сколько нужно. Но не следует постоянно питаться фруктами, даже если они хороши.

12. Мёд и вино вредны для детей и хороши для стариков, особенно зимой. Человек должен есть летом две трети от того, что он ест зимой.

13. Человек должен всегда стараться, чтобы его стул был мягким, слегка похожим на понос. И вот великое правило в медицине: всякий раз, когда есть запор или когда стул выходит с трудом – приходят тяжелые болезни. Чем же можно человеку размячить кишечник, если он немного затвердел? Если это юноша – должен он рано утром есть без хлеба вареную лебеду, приправленную оливковым маслом, рассолом и солью. Или должен он пить отвар шпината или капусты с оливковым маслом, рассолом и солью. А если это старик - должен он пить утром мёд, разведенный горячей водой, потом подождать примерно 4 часа и приступать к трапезе. И должен он это делать один день или 3-4 дня, если понадобится, пока не размягчится у него кишечник.

14. А вот еще правило сказали [мудрецы] о здоровье тела: всё время, пока человек имеет большую физическую нагрузку и не пересыщается, и кишечник его мягкий – никакая болезнь не может его одолеть, и сила его укрепляется. Даже если ест он плохую пищу.

15. Всякий, кто сидит в покое и не трудится физически, или кто откладывает справление нужды, или у кого твердый кишечник – даже если ел он хорошую пищу и следовал всем советам медицины – все дни его будут в страданиях, и сила его иссякает. А чрезмерное питание – словно смертельный яд для тела любого человека, и является корнем для всех болезней. Большинство болезней постигают человека только по двум причинам: из-за плохой пищи или из-за того, что он чрезмерно набивает себе живот едой, даже если она хорошая. Об этом сказал Шломо, в своей мудрости: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.» (Мишлей 21-23). То есть, тот, кто хранит уста свои от плохой пищи и от переедания и кто хранит язык свой от пустых речей.

16. Правила купания [в бане] – не чаще одного раза в 7 дней. Не следует заходить в баню непосредственно перед едой или на голодный желудок, но нужно это делать после еды, когда еда начинает усваиваться. Нужно мыть всё тело горячей водой, но не настолько, чтобы она обжигало тело. А голову нужно мыть водой настолько горячей, что она могла бы обжечь тело. После этого нужно омыть тело теплой водой, а потом – прохладной, а после этого – холодной. И не нужно лить на голову ни теплую, ни холодную воду. Не следует человеку омываться холодной водой, пока он не вспотел, размассажировал и растер все тело. И не нужно быть в бане слишком долго, но как только вспотел, размассажировал и растер тело – нужно омыться водой и выйти. И нужно проверять себя до и после бани – не нужно ли справить нужду. А также человек должен всегда проверять себя до и после еды, до и после супружеской близости, до и после сильной физической нагрузки, до и после сна. А общее число всех проверок – 10.

17. Когда будет человек выходить из бани – должен он одеться и покрыть голову в предбаннике, чтобы не простудиться. И даже летом нужно остерегаться. А после бани нужно подождать, пока успокоится душа, отдохнет тело и пройдет разгоряченность, и после этого можно приступать к еде. А если поспать немного после выхода из бани и до еды – это очень хорошо. Не следует пить холодную воду после выхода из бани, не говоря уже о том, что не нужно пить в самой бане. Но если человек чувствует после бани непреодолимую жажду – пусть разведет воду с вином или медом и пьет. А если зимой растирать тело маслом после омовения водой в бане – это хорошо.

18. Нельзя человеку постоянно пускать себе кровь [в медицинских целях с применением пиявок], но делать это нужно только в случае крайней необходимости. Не следует пускать кровь ни летом, ни зимой, а только немного в месяце нисан и немного в месяце тишрей. А после пятидесяти лет нельзя пускать кровь совсем. И нельзя пускать кровь в день посещения бани, в день отправления в дорогу и в день возвращения с дороги. В день пускания крови нужно есть и пить меньше обычного. И нужно отдыхать в день пускания крови, и нельзя работать или напрягаться физически, а также нельзя гулять.

19. Истечение семени – это сила тела и жизнь его и свет очей. И если выходит слишком много семени – тело иссякает, сила его исходит, и жизнь его пропадает. Об этом сказал Шломо, в своей мудрости: «Не отдавай женщинам силы твоей.» (Мишлей 31-3). Всякий, кто увлекается половым актом сверх меры – старость нападает на него, сила его иссякает, зрение его слабеет, изо рта его и из подмышек идет плохой запах; волосы на голове, бровях и веках выпадают; волосы на бороде, на подмышках и на ногах множатся; зубы выпадают, и многие другие боли появляются у него. Сказали мудрецы-медики: «Один из тысячи умирает от других болезней, а тысяча – от боьшого количества половых актов.». Поэтому должен человек остерегаться этого, если хочет прожить хорошо. И следует ему заниматься половым актом только если тело максимально здорово и крепко, и часто возникает у него непроизвольная эрекция, которая остается даже когда он отвлекается на другую тему; появляется у него тяжесть от бедер и ниже, и словно нити от яичек тянутся, и плоть его горяча – такому нужен половой акт, и излечение его в половом акте. Не следует совершать половой акт человеку, будучи голодным или сытым, а только после того, как пища переварилась в его кишечнике. И следует проверить себя – не нужно ли справить нужду – до и после полового акта. И не следует совершать половой акт ни сидя, ни стоя, ни в бане, ни в день посещения бани, ни в день пускания крови, ни в день выхода в дорогу или возвращения с дороги, [а «в день» события - значит: нельзя совершать половой акт] ни до события, ни после него.

20. Всякому, кто ведет себя этими путями, я гарантирую, что не будет он болеть все дни жизни своей, не нуждаясь во врачах, пока не состарится он сильно и не умрет. И будет тело его целым и пребывать в совершенстве все дни его, за исключением случаев, когда тело его было плохим с начала его творения или если были у него вредные привычки с рождения, или если на мир найдет бедствие: мор или засуха.

21. Все правила хорошего поведения, которые мы назвали, предназначены для здорового человека. А больному человеку или тому, у которого один из органов больной, или тому, у которого были вредные привычки на протяжении многих лет, нужно вести себя иначе, соответственно его болезни, как будет объяснено в книге по медицине. Изменение привычного образа жизни – начало болезни.

22. В любом месте, в котором нет врача – ни здоровому, ни больному не следует сходить с путей, указанных в этой главе, ибо каждый из этих путей в конечном итоге приводит к добру.

23. Мудрецу Торы не разрешается жить в любом городе, в котором нет следующих десяти вещей. И вот они: врач, специалист по пусканию крови, баня, уборная, источник воды, например, река или родник, синагога, учитель для детей, писарь, ответственный за собирание пожертвований и суд, который наказывает и арестовывает.


copyrights

Международное общественное объединение
антропософской медицины и гомотоксикологии

Александр Наумович
Факс
+375 17 2378478
E-mail - naum[@]issam.biz